Одна из самых частых жалоб родителей младенцев — это нарушения сна, а именно детская бессонница (инсомния), которой страдают до 30% детей грудного возраста. По определению, детская поведенческая инсомния – это «повторяющиеся нарушения инициализации, консолидации, продолжительности и качества сна, которые возникают при наличии адекватных возрасту времени и условий для сна и приводят к различным нарушениям дневного бодрствования ребенка или его семьи».
Если у малыша беспокойный прерывистый ночной сон, с частыми пробуждениями, снижением его общей продолжительности, мама и папа очень переживают, что это может отрицательно сказаться на развитии ребенка, мешать нормальному освоению возрастных навыков. Хотя гораздо чаще в такой ситуации больше страдают сами родители, ведь постоянный недосып существенно ухудшает качество их жизни.
Причины нарушений сна у младенцев
Иногда бессонница у грудных детей может быть проявлением различных соматических и неврологических заболеваний, но в большинстве случаев обусловлена незрелостью сомногенных структур головного мозга в сочетании с возбудимым типом темперамента ребенка и формированием зависимости отхода ко сну от определенных внешних условий (например, кормления или укачивания) – инсомния по типу нарушения ассоциаций засыпания (в отличие от детей более старшего возраста - после 1,5 лет, для которых характерна бессонница по типу нарушения установок засыпания, когда ребенок отказывается ложиться спать в определенное время или в определенном месте, возникающая из-за отсутствия четких правил отхода ко сну).
У малышей есть несколько особенностей в функционировании нервной системы, предрасполагающих к развитию нарушений сна: это невозможность объединять воедино циклы сна (любой ребенок до 2-3 лет пробуждается после каждого цикла сна, то есть каждые 40-50 минут), преобладание поверхностного сна в его структуре. Кроме того, в развитии бессонницы имеют значение зависимые от возраста факторы, вызывающие беспокойство малыша (кишечные колики, раздражение кожи от подгузника, прорезывание зубов и др.). И сколько бы раз за ночь не проснулся эмоциональный, темпераментный ребенок, он будет требовать восстановить те условия, в которых он уснул – быть приложенным к груди, взятым на ручки, перемещенным в кровать к родителям и т.д. При этом, младенец сможет восполнить недостаток ночного сна днем и частые ночные пробуждения не приведут к нарушению его самочувствия, что нельзя сказать о его родителях, которые обычно не имеют возможности отдохнуть в дневное время. Постоянный недосып мамы и папы ведет к их утомлению, появлению раздражительности, в том числе по отношению к ребенку. А малыш, в свою очередь, очень чувствителен к психологическому состоянию родителей, и таким образом замыкается порочный круг.
В то же время, если наличие «неправильных» ассоциаций не отражается на качестве сна и дневного самочувствия родителей (например, маме не доставляет беспокойства частое прикладывание младенца к груди ночью), то это состояние не считается патологией.
Сколько должен спать грудничок
Нормы продолжительности сна у младенцев довольно широкие. Впрочем, как и у взрослых (кому-то достаточно спать 5-6 часов в сутки, а другим необходимо 9-10).
В течение первой недели ребенок обычно спит около 16-18 часов в сутки, в возрасте до 2 месяцев – 15-17 часов, к 3 месяцам – около 14-15 часов. При этом нормы общей продолжительности сна варьируют от 10 до 19 часов. Постепенно к 2-3 месяцам жизни начинает устанавливаться циркадный ритм сна и бодрствования, который окончательно формируется к возрасту 6 месяцев. Дети от 4 месяцев до года спят, в среднем, 13-14 часов в сутки, 9-10 из которых приходится на ночной сон, а остальные распределяются между эпизодами дневного сна, которых может быть от 1 до 4, продолжительностью от 30 минут до 2-3 часов.
Где лучше спать новорожденному: отдельно или с родителями?
В первые месяцы жизни малыш должен спать в одной комнате с родителями, это позволит ему постоянно находиться под присмотром и существенно снижает риск развития синдрома внезапной детской смерти. Выбор, спать ли ребенку в своей кроватке или вместе с мамой, остается за родителями. Есть ряд исследований, которые показывают, что совместный сон младенца и мамы способствует формированию психологической устойчивости и более высокой самооценки у ребенка, а также физиологически безопаснее, но при условии, что младенец старше 3 месяцев, родители не слишком уставшие и не принимают препаратов, вызывающих сонливость, или алкоголь, так как это увеличивает риск трагических происшествий.
Очень важно в раннем возрасте обеспечить безопасность ребенка в постели. Для этого:
- укладывайте ребенка на спину, а не на живот или бок
- используйте твердую, плоскую поверхность для сна
- используйте простыню, которая плотно прилегает к матрасу
- не кладите в кроватку посторонних предметов (плюшевых игрушек, подушек, а особенно предметов со шнурами, завязками, острыми краями)
- не надевайте слишком много вещей на ребенка и не накрывайте голову ребенка пока он спит, следите за появлением признаков перегрева (потливость, ощущение жара на ощупь)
Как помочь ребенку спокойнее спать
В некоторых случаях при наличии нарушений сна у малышей врачи прибегают к назначению медикаментозной терапии. Но арсенал безопасных лекарственных средств у детей ограничен, а эффект от терапии не будет продолжительным, так как причина бессонницы не устраняется. Поэтому основным способом «лечения» является формирование у ребенка удобных для всех ассоциаций отхода ко сну, ведь тогда станет возможным его самостоятельное засыпание после физиологического ночного пробуждения. И именно на этом этапе назначение препаратов может быть оправдано, ведь это поможет ребенку легче перенести изменение уже ставших привычными условий сна.
Если родители решают, что ребенок будет спать отдельно, то необходимо, чтобы непосредственно момент засыпания происходил в детской кроватке (на этапе выработки этой ассоциации малыш может находиться, например, на руках у мамы до появления выраженной сонливости, а затем нужно уложить его в кровать, при этом мама может посидеть рядом, погладить его), кроватку нужно использовать только для сна, не кормить и не играть в ней.
Особенно важно избегать отхода ко сну в непостоянном месте (то в коляске, то на руках у мамы, то в кровати родителей) или исключительно на фоне укачивания.
Помогает формирование ритуалов (последовательности действий) отхода ко сну: купание, прослушивание сказки или колыбельной, сон с любимой игрушкой или вещью, у детей постарше это может быть складывание игрушек в их «домики», пожелание им «спокойной ночи» и т.д. Важно помнить, что время отхода ко сну должно быть постоянным, в том числе в выходные дни.
Отказ от ночных кормлений
Одной из самых распространенных «неправильных» ассоциаций засыпания являются ночные кормления. Считается, что объем желудка шестимесячного ребенка уже может вместить достаточное количество пищи, чтобы малышу не было необходимости просыпаться ночью. И чем старше ребенок, тем ему важнее не объем питания, а сам факт сосания из груди или бутылочки, потому что именно в этих условиях он засыпал. Тогда первой задачей родителей становится разорвать во времени последнее вечернее кормление и непосредственный момент засыпания – стараться покормить малыша за 30-60 минут до сна. Собственно, отказ от ночных кормлений может происходить быстро (полное их прекращение сразу после принятия решения) или постепенно (уменьшение объема молока за кормление). Быстрый отказ сложнее для родителей в психологическом плане, ведь сопровождается более выраженной негативной реакцией ребенка, но при этом более эффективный (часто дети перестают просыпаться ночью уже через 3-4 дня).
Что делать во время ночных пробуждений
Если ребенок все-таки проснулся ночью, то необходимо дать ему понять, что его близкие рядом, за время его сна никаких изменений вокруг не произошло (малышу очень важно постоянство окружающей обстановки). Родители не должны стимулировать активность ребенка, вынимать его из кроватки, использовать для утешения кормление или игру, вступать с ним в активный диалог, расспрашивая, что заставило его проснуться, включать яркий свет. Можно мягко рассказать малышу, что все в порядке, погладить его, включить негромкую музыку, к которой он привык.
Процесс формирования «правильных», удобных для всех ассоциаций засыпания может быть сложным для родителей, ведь на первых этапах ребенок будет настойчиво требовать воссоздание привычных для него условий, плакать еще громче и продолжительнее. Но если мама и папа решили, что не будут ждать момента, когда ребенок сам «перерастет» физиологические ночные пробуждения и научат его самостоятельному засыпанию после них, то они должны проявлять непреклонность и последовательность в своих действиях. Ведь нормализация сна принесет большую пользу их малышу: у него будет много энергии для дневных игр и, главное, спокойные и отдохнувшие родители, которые будут радоваться каждой минуте, проведенной вместе.
Источники
- Кельмансон И. А. Закономерности психомоторного развития и риск нарушений сна у детей второго полугодия жизни //Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2012. – Т. 57. – №. 5. – С. 57-61.
- Полуэктов М. Г. Нарушения сна в детском возрасте: причины и современная терапия //Эффективная фармакотерапия. – 2012. – №. 1. – С. 32-39.
- Абашидзе Э. А. и др. Нарушение сна у детей //Педиатрическая фармакология. – 2008. – Т. 5. – №. 5. – С. 69-73.
- Немкова С. А. и др. Комплексная диагностика и коррекция нарушений сна у детей //Педиатрическая фармакология. – 2015. – Т. 12. – №. 2. – С. 180-189.
- Пчелина П. В. и др. Сон у детей: от физиологии к патологии //Медицинский совет. – 2017. – №. 9. – С. 97-102.
- Mindell, J. A., & Owens, J. "A Clinical Guide to Pediatric Sleep: Diagnosis and Management of Sleep Problems." Pediatric Clinics of North America, vol. 53, no. 2, 2006, pp. 355-373. doi:10.1016/j.pcl.2006.01.007.
- Bayer, J. K., Hiscock, H., & Halford, J. "Sleep problems in young children and their association with maternal mental health." Journal of Paediatrics and Child Health, vol. 43, no. 7, 2007, pp. 497-502. doi:10.1111/j.1440-1754.2007.01124.x.
- Sadeh, A. "Sleep assessment methods." Sleep Medicine Reviews, vol. 11, no. 1, 2007, pp. 53-72. doi:10.1016/j.smrv.2006.08.003.
- Touchette, E., Petit, D., & Tremblay, R. E. "Factors associated with fragmented sleep at the end of the first year of life." Sleep, vol. 31, no. 12, 2008, pp. 1765-1773. doi:10.1093/sleep/31.12.1765.
- Hiscock, H., & Wake, M. "Sleep problems in young children and maternal mental health." Pediatrics, vol. 113, no. 4, 2004, pp. 585-594. doi:10.1542/peds.113.4.585.
- Невролог детский
- Врач функциональной диагностики