Законодательство в сфере охраны здоровья
Система правового регулирования
Основы системы законодательного регулирования оказания медицинских услуг изложены в ст.3 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой, Законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного договора.
Указанная норма согласуется с охраняемым Конституцией РФ правом каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч.1 ст. 41 Конституции РФ).
Согласно ч. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ, право на жизнь и здоровье отнесено к группе неотчуждаемых прав гражданина, возникающих с момента рождения.
Порядок и стандарты оказания медицинских услуг
В соответствии со ст. 37 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" оказание медицинской помощи осуществляется в порядке установленном соответствующими Стандартами, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Стандарты медицинской помощи и порядок ее оказания утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из содержания Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" следует, что федеральным органом исполнительной власти уполномоченным устанавливать порядок оказания медицинской помощи является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
Утверждение и установление Стандартов и порядка оказания медицинской помощи осуществляется в форме Приказов.
Порядок и стандарты оказания медицинских услуг в области акушерства и гинекологии регулируются более чем двадцатью Приказами Министерства здравоохранения РФ.
Следует отметить, что требования о соблюдении утвержденных Стандартов и порядка оказания медицинских услуг, равно как и директив установленных Конституцией РФ и другими Федеральными законами, являются общеобязательными для ВСЕХ медицинских учреждений.
Платные медицинские услуги
Законодатель не обошел своим вниманием сферу платного оказания медицинских услуг, дополнив к вышеуказанным общим положениям, специальные нормы, применяемые в случае если медицинские услуги оказываются на возмездной основе.
Правоотношения сторон в сфере оказания возмездных услуг гражданам регулируются Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Данный закон устанавливает перечень прав гражданина, как потребителя, регулирует порядок разрешения спорных ситуаций и содержит основные положения относительно обязанностей исполнителя (медицинского учреждения).
Для усиления эффективности механизма контроля качества медицинских услуг и их безопасности Правительством Российской Федерации 11 мая 2023 г. было издано Постановление N 736 " ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМ СИЛУ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 4 ОКТЯБРЯ 2012 Г. N 1006 ".
Изданное постановление полностью согласуется с Законом "О защите прав потребителей", но при этом содержит нормы уточняющего характера, т.е. конкретные способы исполнения тех или иных требований.
Одной из существенных составляющих системы правового регулирования сферы оказания платных медицинских услуг являются нормы Гражданского кодекса РФ.
Нормы Гражданского кодекса РФ действуют во всех случаях, прямо не предусмотренных Законом "О защите прав потребителей " и/или Постановлением Правительства РФ N 736.
Например, ст.431 ГК РФ устанавливает алгоритм толкования условий договора, а ст. 433 позволяет определить момент, с которого договор считается заключенным.
Заключение
К сожалению, система правового регулирования сферы оказания платных медицинских услуг не лишена недостатков.
Изначально это вызвано двумя объективными причинами:
- Ситуация отставания Закона от прогресса наблюдается в подавляющем большинстве случаев и во всех странах мира.
- Любые изменения Закона, регулирующего сферу оказания медицинских услуг, порой требуют проведения многолетних исследований и глубокого анализа текущей ситуации.
Регулярные поправки действующего законодательства в данной области означают, что законодатель внимательно следит за ситуацией и медицинское право в России имеет положительную тенденцию развития в правильном направлении.
Для получения дополнительной информации рекомендуем ознакомиться с разделом "Права пациента".